Задать вопрос Заполнить бриф
+7 (925) 010-30-49 

Разработка товарного знака

С некоторых пор разработка товарного знака стала не только разумеющимся, но и обязательным условием вывода любого бренда (продукции, услуг) на рынок. Товарные знаки или, как иначе, торговые марки за последние несколько лет настолько прочно вошли в нашу повседневную жизнь, что каждый человек, осуществляющий покупку/продажу, в большей степени опирается именно на данную индивидуальную атрибутику компаний и отдельных брендов. Сегодня, без знаков обслуживания невозможно представить современный товарооборот. Свободная конкуренция и устои внеплановой экономики устанавливают свои рамки, требуя от производителей, поставщиков и лиц, выполняющих реализацию продукции/услуг, усиления мер ответственности и индивидуализации.

Нормативно-правовой аспект

Разработка товарного знака является наиболее «правовой», юридически регламентируемой областью фирменного стиля.
К первым нормативным актам, предписывающим подготовку и реализацию средств, направленных на усиление «ответственности коллектива социалистического предприятия» за контроль качества выпускаемой продукции, относится Постановление Совета Министров СССР № 442 «О товарных знаках» от 15 мая 1962 года.

Следующим документом стал Закон № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» от 23 сентября 1992 года, утративший силу 1 января 2008 г. в связи с принятием Федерального закона № 231-ФЗ «О введении в действие части четвертой гражданского кодекса РФ» от 18 декабря 2006 года.

На сегодняшний день основными нормативно-правовыми актами, регламентирующими разработку и использование товарных знаков (торговых марок) в Российской Федерации являются:

  • глава 76 Гражданского кодекса РФ, трактующая товарные знаки как одну из разновидностей объектов интеллектуальной собственности, относящуюся к правам на методы/средства индивидуализации юридических лиц, предприятий, информационных систем, товаров, услуг и прочего;

  • статья 1515 Гражданского кодекса РФ предусматривает гражданско-правовую ответственность за незаконное использование товарного знака;

  • статья 14.10. КоАП РФ определяет рамки административной ответственности за неправомерное использование товарной марки;

  • статья 180 Уголовного кодекса РФ содержит информацию об установленных штрафах и наказаниях за незаконную эксплуатация товарного знака, наименования места происхождения товара и прочих схожих с ними обозначений.

Юридически-правовая терминология Российской Федерации использует словесную форму «товарный знак» или «знак обслуживания». «Торговая марка» в России относится к разговорным терминам.

Этапы разработки товарного знака

Разработка и создание товарного знака – это сложный, многоступенчатый, трудоемкий процесс, который состоит из нескольких этапов:

1. Непосредственная разработка дизайна

Товарный знак понимается как изобразительное, словесное, комбинированное или иное обозначение бренда, выполненное в оригинальной графической форме. Именно оригинальность и авторский, непохожий на аналоги дизайн обеспечивают узнаваемость торговой марки, позволяют индивидуализировать представляемую продукцию и/или услуги, сделать их «уникальными» в понимании потребителя, выделяющимися из общей массы.
Разработка дизайна товарного знака осуществляется на основании информации, полученной от Заказчика. Эта информация должна включать описание продвигаемого объекта/продукта, его особенности, специфику, конкурентные преимущества и так далее.
Для качественного выполнения работ важно, чтобы задачи и цели предстоящей деятельности были сформулированы максимально четко. То есть, необходимо понять какие именно эмоции и ассоциации должен пробуждать создаваемый товарный знак; сопровождается ли с помощью него разработка нового товара или он призван индивидуализировать уже существующий, известный потребителю продукт и т.д.

На основе упомянутой информации составляется техническое задание. В дальнейшем оно согласуется с Заказчиком и подписывается договор.

Далее специалисты создают несколько вариантов (образцов) товарного знака, которые обсуждаются, дорабатываются в соответствии с пожеланиями Заказчика. Затем следует нормативно-правовой процесс.

2. Проверка, регистрация, передача прав

Для того чтобы использование товарного знака было законным, правомерным, выполняется несколько действий:

  • Проверка. Разработанные знаки, как и нейминг – продукты, проходят процедуру патентной проверки, так как они должны быть уникальными, непохожими на фирменную атрибутику конкурирующих брендов. С целью предотвращения коллизий с уже зарегистрированными знаками и заявками, поданными ранее, рекомендуется выполнять комплексную проверку: первичную (бесплатно по базе Роспатента через Интернет) и расширенный поиск (на платной основе в каталогах Патентного ведомства России). Это позволяет выявить не только аналогичные, но и тождественные, схожие знаки.

  • Регистрация. Выполняется регистрация разработанного товарного знака, после чего заявителю выдается Свидетельство. При этом важно, чтобы материалы, поданные на регистрацию, соответствовали части IV Гражданского кодекса РФ «Право на товарный знак и право на знак обслуживания».

  • Экспертиза. Следующим этапом является экспертиза, выполняемая органом исполнительной власти РФ по интеллектуальной собственности. Средний срок экспертизы с момента подачи заявки составляет примерно год.

  • Передача прав. Может быть осуществлена и передача прав на товарный знак, которая выполняется по договору отчуждения (полностью) или лицензионному (частично). Договор подлежит обязательной регистрации в Роспатенте.
Часто создание товарного знака сопровождает разработка фирменного стиля. Это обусловлено тем, что вся основная визуальная атрибутика компании и/или бренда (цветовая палитра, логотип, знак, оформление торговых точек и т.д.) должна быть выполнена в одном, узнаваемом стиле.

У вас возникли вопросы?
Звоните +7 (495) 109-08-61      
Пишите: info@wim-web.ru
Задать вопрос - мы обязательно ответим Вам.
Назад в раздел “Айдентология”
Клиентывсе клиенты
клиенты
Наши проекты:
Фирменный стиль Брендбук Сайты Тех.поддержка Продвижение