С некоторых пор разработка товарного знака стала не только разумеющимся, но и обязательным условием вывода любого бренда (продукции, услуг) на рынок. Товарные знаки или, как иначе, торговые марки за последние несколько лет настолько прочно вошли в нашу повседневную жизнь, что каждый человек, осуществляющий покупку/продажу, в большей степени опирается именно на данную индивидуальную атрибутику компаний и отдельных брендов. Сегодня, без знаков обслуживания невозможно представить современный товарооборот. Свободная конкуренция и устои внеплановой экономики устанавливают свои рамки, требуя от производителей, поставщиков и лиц, выполняющих реализацию продукции/услуг, усиления мер ответственности и индивидуализации.
Нормативно-правовой аспект
Разработка товарного знака является наиболее «правовой», юридически регламентируемой областью фирменного стиля.
К первым нормативным актам, предписывающим подготовку и реализацию средств, направленных на усиление «ответственности коллектива социалистического предприятия» за контроль качества выпускаемой продукции, относится Постановление Совета Министров СССР № 442 «О товарных знаках» от 15 мая 1962 года.
Следующим документом стал Закон № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» от 23 сентября 1992 года, утративший силу 1 января 2008 г. в связи с принятием Федерального закона № 231-ФЗ «О введении в действие части четвертой гражданского кодекса РФ» от 18 декабря 2006 года.
На сегодняшний день основными нормативно-правовыми актами, регламентирующими разработку и использование товарных знаков (торговых марок) в Российской Федерации являются:
глава 76 Гражданского кодекса РФ, трактующая товарные знаки как одну из разновидностей объектов интеллектуальной собственности, относящуюся к правам на методы/средства индивидуализации юридических лиц, предприятий, информационных систем, товаров, услуг и прочего;
статья 1515 Гражданского кодекса РФ предусматривает гражданско-правовую ответственность за незаконное использование товарного знака;
статья 14.10. КоАП РФ определяет рамки административной ответственности за неправомерное использование товарной марки;
статья 180 Уголовного кодекса РФ содержит информацию об установленных штрафах и наказаниях за незаконную эксплуатация товарного знака, наименования места происхождения товара и прочих схожих с ними обозначений.
Юридически-правовая терминология Российской Федерации использует словесную форму «товарный знак» или «знак обслуживания». «Торговая марка» в России относится к разговорным терминам.
Этапы разработки товарного знака
Разработка и создание товарного знака – это сложный, многоступенчатый, трудоемкий процесс, который состоит из нескольких этапов:
1. Непосредственная разработка дизайна
Товарный знак понимается как изобразительное, словесное, комбинированное или иное обозначение бренда, выполненное в оригинальной графической форме. Именно оригинальность и авторский, непохожий на аналоги дизайн обеспечивают узнаваемость торговой марки, позволяют индивидуализировать представляемую продукцию и/или услуги, сделать их «уникальными» в понимании потребителя, выделяющимися из общей массы.
Разработка дизайна товарного знака осуществляется на основании информации, полученной от Заказчика. Эта информация должна включать описание продвигаемого объекта/продукта, его особенности, специфику, конкурентные преимущества и так далее.
Для качественного выполнения работ важно, чтобы задачи и цели предстоящей деятельности были сформулированы максимально четко. То есть, необходимо понять какие именно эмоции и ассоциации должен пробуждать создаваемый товарный знак; сопровождается ли с помощью него разработка нового товара или он призван индивидуализировать уже существующий, известный потребителю продукт и т.д.
На основе упомянутой информации составляется техническое задание. В дальнейшем оно согласуется с Заказчиком и подписывается договор.
Далее специалисты создают несколько вариантов (образцов) товарного знака, которые обсуждаются, дорабатываются в соответствии с пожеланиями Заказчика. Затем следует нормативно-правовой процесс.
2. Проверка, регистрация, передача прав
Для того чтобы использование товарного знака было законным, правомерным, выполняется несколько действий:
Проверка. Разработанные знаки, как и нейминг – продукты, проходят процедуру патентной проверки, так как они должны быть уникальными, непохожими на фирменную атрибутику конкурирующих брендов. С целью предотвращения коллизий с уже зарегистрированными знаками и заявками, поданными ранее, рекомендуется выполнять комплексную проверку: первичную (бесплатно по базе Роспатента через Интернет) и расширенный поиск (на платной основе в каталогах Патентного ведомства России). Это позволяет выявить не только аналогичные, но и тождественные, схожие знаки.
Регистрация. Выполняется регистрация разработанного товарного знака, после чего заявителю выдается Свидетельство. При этом важно, чтобы материалы, поданные на регистрацию, соответствовали части IV Гражданского кодекса РФ «Право на товарный знак и право на знак обслуживания».
Экспертиза. Следующим этапом является экспертиза, выполняемая органом исполнительной власти РФ по интеллектуальной собственности. Средний срок экспертизы с момента подачи заявки составляет примерно год.
Передача прав. Может быть осуществлена и передача прав на товарный знак, которая выполняется по договору отчуждения (полностью) или лицензионному (частично). Договор подлежит обязательной регистрации в Роспатенте.
Часто создание товарного знака сопровождает разработка фирменного стиля. Это обусловлено тем, что вся основная визуальная атрибутика компании и/или бренда (цветовая палитра, логотип, знак, оформление торговых точек и т.д.) должна быть выполнена в одном, узнаваемом стиле.