Деятельность по разработке и формированию узнаваемого образа компании, товаров или услуг, неразрывно связана с таким понятием, как айдентика бренда. Оно сродни определению брендинга, но имеет ряд отличительных особенностей, учитывая которые важно четко трактовать терминологию и формулировать постановку целей при осуществлении работ.
Айдентика бренда, согласно общепринятому понятию, – это полный набор графических и иных элементов, определяющих полный визуальный облик и эмоционально-смысловое восприятие конкретного (идентифицируемого и индивидуализируемого) объекта (фирмы, корпорации, продукта или услуги).
Ряд известных авторов, в частности Алина Уилер (писательница, выпустившая большое количество книг по брендингу), трактуют понятие айдентики, как нечто материальное, которое обращено к чувствам потребителя, то есть, позволяющее построить вербальные и невербальные коммуникации с целевой аудиторией.
Иными словами, айдентика бренда – это совокупность графических, акустических, осязательных и других элементов, объединенных одной идеей и несущих в себе общий смысловой посыл. На простом языке обывателя, это то, что потребитель может видеть, держать в руках, слушать, трогать и т.д.
Айдентика бренда включает в себя следующие элементы:
Логотип – основа построения айдентики, главный графический символ идентификации бренда.
Фирменный стиль – разработанная и четко сформулированная визуальная оболочка бренда (компании, услуги, товара), создаваемая вокруг логотипа и объединяющая в себе все графические элементы в единый узнаваемый образ посредством общей цветовой схемы, дизайнерских решений и прочего. Единый фирменный стиль должен проявляться в каждом носителе айдентики. Число и характер данных носителей зависят от индивидуальных потребностей бренда. К их числу могут относиться:
деловая документация, канцтовары (бланки, конверты, кубарики, папки и т.д.);
товар, упаковка (дизайн продукта и тары – коробок, пакетов, емкостей и пр.);
имиджевая полиграфия (визитки, каталоги, флаеры, проспекты и т.д.);
маркетинговая продукция (книги, CD презентации, сайты и пр.);
дизайн среды (оформление интерьера и экстерьера фирмы, мест продаж);
фирменная одежда для персонала;
сувенирная продукция (промо сувениры, бизнес и VIP подарки);
иные визуальные составляющие.
Дополнительные средства связи (запахи, звуки, прикосновения, пр.) и действия (прямые и косвенные коммуникации).
Брендбук – руководство по практическому использованию элементов визуального и смыслового образа.
Функция айдентики бренда заключается том, чтобы агрегируя отдельные элементы, собрать их в единую целостную систему, каждая составная часть которой будет нести общий смысловой посыл, находится в рамках определенного визуального стиля и придерживаться одной модели построения коммуникаций.
Главные задачи айдентики бренда:
Сформировать и закрепить узнаваемый образ компании (бренда) в глазах целевой аудитории, сделать его понятным потребителю и легко идентифицируемым.
Выделить бренд из массы конкурентов, привлечь к нему внимание.
Качественно подготовленная и внедренная айдентика компании (ее продуктов, услуг) положительно влияет на популярность бренда, способствует росту лояльности по отношению к нему.
Узнаваемый и понятный бренд более востребован как со стороны прямых потребителей, так и с позиции инвесторов, что, в совокупности, обеспечивает успешную коммерческую и публичную деятельность.