Создание концепции дизайна – это самостоятельный раздел проектной деятельности, который заключается в выполнении работ, направленных на определение основных критериев, задач и целей оформления (визуализации) какого-либо объекта с учетом его смыслового (идейно-тематического) назначения.
Разработка дизайн-концепции состоит из следующих этапов:
I. Определение целей и постановка задач. На первом уровне работ необходимо четко сформулировать задачи общего проекта, которые могут состоять в:
обеспечении коррекции имиджа компании;
выведении на рынок новой продукции;
обеспечении поддержки клиентов; анонсировании какой-либо акции и т.д.
В концепции нужно перечислить и обосновать задачи именно для дизайна, то есть то, что можно решить посредством правильного оформления проекта. Важно соблюсти конкретику и четкость изложения. Дизайн может решать одну задачу или одновременно несколько различных, например, формирование имиджа торговой марки и продвижения товаров, донесение до потребителя информации о надежности компании и привлечение новых клиентов, прочее.
II. Выбор и описание целевых групп. В процессе второго этапа разработки дизайн-концепции важно подробно описать для какой аудитории создается данный проект, что нравится этим людям, какая форма подачи информации оптимальная для них. В данном случае удобно использовать «метод персонажей», то есть создание для каждой целевой группы описания обобщенного образа. В описании могут указываться:
средний возраст;
образование, сфера интересов;
регион проживания;
уровень дохода, семейное положение и т.д.
Также в концепции могут быть использованы данные маркетинговых исследований, либо, в случае небольших бюджетов – обоснованные предположения.
Наибольшую важность для проектирования дизайна имеют следующие описания целевой аудитории:
масштабы группы – насколько различна аудитория потребителей будущего проекта (по характеру интересов и прочему);
стилистические предпочтения – какой вид оформления наиболее приоритетен, исходя из личных качеств аудитории;
основные методы просмотра и восприятия информации – как именно целевой потребитель будет взаимодействовать с создаваемым объектом.
III. Создание перечня и обоснование необходимых действий. Третий этап разработки концепции дизайна заключается в составлении описания того, к чему дизайн должен побудить целевую аудиторию. То есть, формирование алгоритма тех действий, которые желательно (по мнению Заказчика и разработчиков проекта) совершить потребителю. Например, идеальной считается модель: «увидеть — почувствовать — сделать».
IV. Понятие образа и креатив. Это наиболее творческий этап деятельности, описывающий какие элементы должны быть включены в дизайн создаваемого объекта; какой эффект они должны производить при:
беглом просмотре (2 секунды), когда необходимо «заставит» зрителя обратить внимание, задержать взгляд;
более подробном просмотре (на протяжении 15 секунд) - донесение какой-либо «поверхностной информации»;
внимательном визуальном изучении – какое впечатление, ассоциации создает, о чем информирует, к чему побуждает.
В зависимости от специфики проекта, количество и суть этапов корректируются.