Айдентоло́гия (англ. identify — распознавать, отождествлять, устанавливать личность; др.-греч. λόγος — наука, учение) — это новый раздел рекламно-маркетингового знания, изучающий теоретические и практические аспекты разработки и создания фирменного стиля различных объектов, к числу которых относятся компании, торговые марки, товары, услуги.
Продуктом реализации айдентологического знания является формирование целостного образа, способного использоваться правообладателем (физическим или юридическим лицом) в качестве узнаваемого, законодательно защищенного бренда, обеспечивающего единство восприятия объекта (фирмы, производителя, торговой марки) и/или продукции его деятельности (товаров, услуг).
Айдентология объединяет все элементы фирменной индивидуализации и представляет собой триаду взаимосвязанных констант:
визуальную;
словесную;
информационную.
Визуальная константа – это все элементы фирменного стиля, составляющие внешний (визуальный) образ бренда (компании, ее торговой марки). В их числе: уникальная цветовая палитра, логотип, эмблема, иллюстрированная символика, фирменная графика, корпоративный стиль одежды и прочее.
Словесная константа включает имя продвигаемого объекта (продукт нейминга), индивидуальные наименования услуг и товаров, слоган, девиз, а также иные элементы фирменного стиля, выраженные в словесной форме.
Информационная константа – наиболее многогранная и неоднозначная часть айдентологии, которая обозначает совокупность сведений и понятий, доносимых брендообладателем до представителей целевой аудитории посредством вербальных и невербальных коммуникаций. Примером составляющих данной константы являются позиционирование бренда, его PR-стратегия.
Задача айдентологии состоит в том, чтобы все, выше приведенные, константы были органично обобщены и составляли единый образ бренда, способный быть легко узнаваемым, правильно идентифицируемым потребителем и иными представителями целевой аудитории, как по совокупности, так и по единичным элементам фирменного стиля. С этой целью разрабатываются и используются теоретические и практические знания, тесно связанные с маркетингом и рекламой, либо частично позаимствованные в данных областях.
Как особая современная наука, айдентология тесно связана с формирование и развитием торговли, так как её немаловажным разделом является мониторинг уровня продаж и разработка коммуникационных инструментов для его стимулирования.
По сути, наука образована на стыке следующих сфер: связей с общественностью (PR), маркетинга, рекламы, дизайна, торговли и принципов продвижения.
Впервые термин «айдентология» был употреблен в 2011 году представителями креативного брендингового агентства "ВИМ-brand", входящего в группу компаний «ВИМ», которые избрали данную словесную форму для именования соответствующего раздела, освещающего различные аспекты брендообразования и брендоприменения. В последствии термин «прижился» и начал активно использоваться в профессиональной деятельности.
Посредством применения айдентологических основ осуществляется:
формирование индивидуального образа и фирменного стиля;
создание желаемого имиджа бренда;
налаживание коммуникационных связей с группами и представителями целевых аудиторий;
отстаивание компании, товарного знака, продукции/услуг от конкурентов, выделение из общей массы, привлечение дополнительного внимания.
Главный предмет айдентологии – изучение и разработка методов и средств доведения до сведения брендопотребителя ключевых понятий продвигаемого объекта, его миссии, стратегии развития, принципов деятельности.