Большинство источников трактуют медиа-стратегию, как составляющую часть общего коммуникативного планирования бренда. Чаще, она рассчитывается на среднесрочную перспективу и должна учитывать ключевые маркетинговые задачи и креативные разработки.
Вопреки бытующему мнению, медиа стратегия не просто «план» - это целая программа логичных, взаимосвязанных, дополняющих друг друга действий, средств и методов, которые, в своей совокупности обеспечивают органичное, эффективное существование и развитие бренда в информационно-массовом медиа пространстве.
Зачем, с какой целью создается?
Разработка медиа стратегии является основополагающим условием проведения любой рекламной кампании. Представляя собой важный инструмент маркетингового и рекламного управления, она позволяет:
создавать и эффективно реализовывать различные массово-коммуникационные мероприятия;
влиять на продвижение бренда и его репутацию в СМИ;
наиболее качественно и рационально затрачивать выделяемые бюджеты.
Основные задачи медиастратегии заключаются в осуществлении принципиального выбора ключевых каналов коммуникации бренда с аудиторией, описании особенностей и действий планируемой рекламной кампании, оценке предполагаемых затрат (бюджета), необходимых для продвижения.
Цель медиастратегии – наиболее рациональное, максимально эффективное распределение бюджета, разработка индивидуальной схемы вложения средств, обеспечивающей оптимальное соотношение затрат и качественного продвижения. Для этого необходимо не только знать и понимать особенности различных средств коммуникации, но и учитывать маркетинговые требования, принимать во внимание последние, наиболее действенные креативные разработки. Это обусловлено тем, что именно три указанных направления (медиа, креативное и маркетинговое) взаимосвязаны между собой и представляют в совокупности основные элементы коммуникационного планирования.
Главное, на что направлена медиа стратегия – это разработка и создание уникальной коммуникативной связи между брендом и его потребителями, так как любой коммерческий и иной объект (торговая марка, компания, персона), осуществляющий публичную деятельность, должен выстраивать и развивать эффективное взаимодействие с целевой аудиторией, пробуждать ее интерес, привлекать, поддерживать спрос.
Процесс разработки и создания осуществляется на основании имеющегося опыта бренда, медиа-практики конкурентов, общего анализа рыночной ситуации и прочих индивидуальных факторов.
На какие вопросы отвечает?
Являясь, по сути, комплексным планированием, медиа стратегия отвечает на главные вопросы: Где, Когда, Как именно и Насколько долго рекомендуется продвигать тот или иной объект. Иными словами, медиастратегия определяет и прописывает:
приоритетные средства массовой информации, на базе которых будет осуществляться продвижение, среди них могут быть печатные СМИ, радио, телевидение, Интернет;
сроки проведения рекламной кампании;
оптимальные приемы и методы продвижения, выбранные с учетом индивидуальных характеристик бренда, выбранной медиа площадки и прочего;
продолжительность проведения рекламной кампании.
Данные вопросы являются главными в разработке медиа стратегии. К дополнительным можно отнести следующие:
специфика и необходимый объем охвата целевой аудитории;
формат рекламных сообщений;
приоритетная длительность контакта с рекламным сообщением;
взаимодействие медиа средств в процессе проведения кампании;
бюджетные рамки;
тип рекламной кампании и прочие индивидуальные условия.
Чтобы стратегия была максимально полной и включала в себя всю необходимую информацию, ее разработка состоит из нескольких последовательных действий.
В чем особенность разработки?
Любая медиа стратегия основывается на четко сформулированных, понятных задачах и целях. Перед началом непосредственной разработки важно определять для чего именно выстраиваются коммуникации, какой результат должны дать планируемые мероприятия.
Когда цели и задачи становятся ясны, специалистами выполняется следующее:
Определяется целевая аудитория – группы населения, на которые необходимо оказать воздействие, учитываются их основные характеристики. Чем правильнее сделан выбор целевой аудитории и точнее определены ее медиа-особенности, тем эффективнее будет планирование действий и рациональнее затраты.
Выявляются отличия, конкурентные преимущества продвигаемого бренда, то есть, те качества, за счет которых он может быть выделен из общей массы.
Проводится анализ соответствующего сегмента рынка, конкурирующей среды, потребительского поведения. Это необходимо для того, чтобы наиболее верно выбрать оптимальную медиа платформу.
Обозначается территориальный охват (география) рекламной кампании – насколько широко должен быть представлен бренд.
Согласуется масштаб проводимой кампании, то есть определяется использование каких (локальных или глобальных) медиа-каналов необходимо для достижения поставленных целей. Часто, при проведении кампаний с большой географией охвата, дешевле разместить одно объявление в крупных (всероссийских) СМИ, чем выполнить ряд публикаций в отдельных региональных медиа ресурсах и т.д.
Составляется временное планирование медиа-кампании. Оно зависит характера продвигаемого продукта (услуги), особенностей аудитории, качеств выбранных средств массовой коммуникации и т.д. В одних случаях это период начала и завершений мероприятий, в других – четкий график их последовательности и сроков запуска. Согласно времени планирования выделяют три типа медиастратегии: пульсирующая рекламная активность; непрерывное продвижение; прерывистая реклама.
Определяется бюджет. Именно размер затрачиваемых инвестиций является основным фактором, которым ограничивается разработка медиа стратегии.
Формируется медиа-микс. Выполняется непосредственный выбор медиа средств (отдельных площадок или их группы). Важно учитывать их специфику, территориальный охват, возможности и особенности демонстрации рекламного сообщения, основной круг аудитории и т.д.
После того, как все вышеперечисленные факторы учтены, вступает в силу процесс реализации медиа стратегии.
Как реализуется?
Медиа стратегия реализуется посредством последовательного осуществления нескольких этапов:
Тактический этап сбора сведений и оптимизации медиамикса. На данном этапе специалисты просчитывают статистику (CPP, Affinity, Frequency, прочее), формируют план мероприятий, составляют календарный график.
Далее следует оптимизация баинговых условий соответственно общего годового объема, выполняется аренда/покупка рекламных площадок, эфирного времени.
На третьем этапе осуществляется непосредственная подготовка рекламных материалов, согласно особенностям проводимой кампании и специфике выбранных медиа средств.
Резервирование мест (букирование) рекламного пространства и размещение объявлений/обращений к потребителю.
Затем следует плановый мониторинг ситуации, сбор и анализ сведений, оценка потребительской активности.
Завершающий этап реализации медиа стратегии заключается в замере эффективности реализованной кампании, проведении трэкинговых исследований, оценке степени достижения поставленных целей.
Таким образом, медиа стратегия позволяет выполнить качественное продвижение бренда в средствах массовой коммуникации, затратив при этом минимальный бюджет и получив высокую степень отдачи.
Медиа стратегия может создаваться как для крупных целей, так и для относительно небольших, например, когда выполнен нейминг компании, изготовление логотипа или разработка фирменного стиля и представителям организации необходимо довести до сведения своих потребителей информацию о внесенных изменениях.