Оригинальная упаковка, ее форма, цветовое оформление и общий дизайн – это то, на что в первую очередь обращает внимание покупатель. Зачастую, именно индивидуальная упаковочная тара позволяет не только выделить из общей массы, но и правильно идентифицировать сам товар и бренд-производитель, так как многие виды продукции визуально практически неотличимы друг от друга (например, молоко, газированная и минеральная вода, стиральный порошок, крупы и прочее). Поэтому форма упаковки и дизайн играют важную роль не только в транспортировке, хранении, но и в успешной реализации товаров.
Форма упаковки
Форма упаковки нередко выступает объектом патентования товарного знака. Она может быть не только стандартной, приближенной к параллелепипеду, но и треугольной (тетраэдр), трапециевидной или иметь любые иные геометрические формы.
Выбор материалов изготовления практически не ограничен. Наиболее востребованными являются:
различные виды бумаги и картона (конверты, коробки, тетрапакеты и т.д.);
стекло (бутылки, флаконы для парфюмерии, прочее);
разные виды пластика и пластмассы (например, тюбики, баночки для кремов);
полипропиленовая или полиэтиленовая пленка (всевозможные пакеты) и иное.
Важно, чтобы, независимо от формы, упаковка обладала следующими характеристиками:
защитными;
экологическими;
потребительскими;
рекламно-эстетическими.
Качественная, правильная форма упаковки должна предполагать использование соответствующих материалов изготовления, и обеспечивать:
удобную фасовку товара;
сохранение качества продукции в соответствии с санитарно-гигиеническими и потребительскими нормами;
сохранение объемов и веса товара;
правильную идентификацию продукции;
привлечение внимания потребителей;
защиту товара от физических, механических, химических, климатических и биологических воздействий, которые способны изменить продукт сверх установленных нормативов;
удобство обращения с упакованной продукцией и комфорт ее потребления;
возможность удобного хранения и транспортировки (перевоза, переноски) упакованного товара;
защиту от несанкционированного вскрытия упаковки;
возможность контроля целостности упаковки и ее содержимого, прочее.
Современная упаковка должна предусматривать экологический фактор и предполагать минимальное загрязнение окружающей среды с возможностью вторичной переработки.
Разработка упаковки
Приступая к разработке формы упаковки необходимо учесть следующие факторы:
физические, химические и иные свойства товара (сыпучий, жидкий, газообразный, легко повреждаемый и т.д.);
пожелания производителя по поводу наличия или отсутствия «прозрачного окна» для визуального просмотра упакованного товара;
потребность в так называемом, «мертвом замке» - свойстве, при котором нельзя открыть упаковку, не нарушив ее целостность;
ценовую категорию продукции (себестоимость упаковки не должна существенно увеличивать цену товара, но, в то же время, необходимо, чтобы она обеспечивала надежную защиту дорогим изделиям);
позиционирование товара в глазах потребителя и т.д.
Важно помнить, что форма упаковки должна быть удобна следующим сторонам:
производителю;
перевозчику, выполняющему доставку – необходимо обеспечить удобное складирование продукции и максимально снизить объем возможных потерь (ущерба) в процессе транспортировки;
продавцу, который должен удобно расположить товар в витрине и выгодно его продемонстрировать, представить;
покупателю – непосредственному конечному потребителю. Для него важна практическая и информативная составляющая упаковки, позволяя не только использовать приобретенную продукцию, но и, еще до совершения покупки, получить необходимые сведения о заинтересовавшем товаре.
При разработке дизайна упаковки необходимо в полной мере учитывать требования, пожелания и интересы всех, указанных выше, групп лиц, осуществляющих прямой контакт с продукцией. С этой целью может проводиться анализ упаковки конкурентов, составление общего «портрета» целевого потребителя, изучение особенностей продукта, его отличий, преимуществ и т.д.
Нередко, форма упаковки и ее дизайн становится решающим фактором в вопросах реализации и приобретения товара конечным потребителем. Поэтому, можно с уверенностью говорить о том, что упаковочная продукция выполняет также и рекламно-маркетинговую функцию, являясь важным инструментом продвижения.
После сбора всей необходимой информации и составления четкого перечня задач, которые необходимо решить посредством упаковки, специалистами разрабатывается карандашный эскиз, затем объемная модель, которая, после утверждения заказчиком, претворяется в жизнь.