Связь маркетинга и креатива весьма неоднозначна. Она олицетворяет союз двух, различных, по специфике и сути, понятий. Независимо от масштабов – разработка и продвижение крупного бренда или единичная пиар акция – этот тандем позволяет находить неординарные подходы к ситуации и достигать высоких результатов.
Точность и творчество
Особенность явления заключается в том, что маркетинг и креатив имеют совершенно разную природу:
креатив – это преимущественно творческая деятельность, заключенная в определенные рамки, ее продуктом является идея, неосязаемая мысль;
маркетинг – точная наука, которая ориентирована на разработку стратегии рыночного продвижения, создание информационной базы для рентабельного функционирования бизнеса, проведение анализа сложившейся ситуации и т.д. Здесь важно четкое соблюдение правил и последовательности действий. Показателем результата приложенных усилий являются реальные цифры уровня продаж.
Зачастую, именно эта полярность приводит к неоднозначности, спорности данного сочетания. Тем не менее, современная практика показывает, что нестандартность подходов, являющаяся продуктом креатива, вполне уместна при разработке маркетинговых решений. Поэтому такой подход в течение последних лет всё чаще практикуется различными агентствами и компаниями, оказывающими услуги в сфере разработки бренда и его дальнейшего продвижения.
Суть направления
В широком понимании, креатив в маркетинге представляет собой несвободное творчество, цель которого состоит в удовлетворении нужд клиента. Это, по сути, и является содержанием рекламы; ее образом, идеей, жизнью в пространстве и времени – то есть тем, что, в конечном счете, продает товар (продукцию или услугу), продвигает бренд.
Согласно источникам, трактующим создание рекламы, как науку и вид деятельности, разработкой маркетингового креатива должна заниматься целая творческая группа. На практике, в процессе участвуют:
менеджер проекта (креативный директор), управляющий командой специалистов. Он отвечает за представление и утверждение идей;
непосредственные «творцы» - копирайтеры и дизайнеры, составляющие тексты и создающие уникальную графику.
Именно «творцов» чаще называют креаторами или креэйторами. Они находятся в рамках жестких установок, таких как:
задачи и цели проекта;
особенности аудитории;
специфика позиционирования бренда;
бюджет и т.д.
Для достижения успешного, эффективного результата важны максимально четкое формулирование рекламного задания и правильная организация деятельности.
Сам процесс разработки креатива в маркетинге, по своей природе, является преимущественно технологией, так как генерация идей чаще осуществляется в соответствии со строго установленными параметрами, которым должен отвечать готовый продукт. В данной ситуации нельзя полагаться исключительно на творчество и вдохновение. Здесь вступают в силу правила маркетинга, подразумевающие определенный алгоритм действий. Он позволяет разбить процесс разработки на несколько последовательных этапов, в процессе каждого из которых решаются конкретные задачи. Результат, полученный по итогам одного этапа, становится базовой основой для следующего и т.д. Такая преемственность, характерная для маркетинга, вследствие проецирования на относительно творческую деятельность – креатив, позволяет создавать рекламу (продвижение брендов), адаптированную под любые уникальные условия рынка.