Фудстилистика (от англ. food-style – «пища-стиль») – это не просто изображение еды, а творческий подход к фотографированию и оформлению продуктов питания. Художественные композиции, создаваемые авторами, позволяют не только красочно и выразительно иллюстрировать блюда, но и заинтересовывать зрителя, доставляя ему эстетическое удовольствие.
Хлеба или зрелищ?
Фуд-стилистика, как новое направление художественной фотографии, появилось на стыке двух, совершенно разных, самостоятельных видов деятельности – кулинарии и дизайна. Она дает возможность лавировать между искусством повара и творческим мастерством, позволяя получать необыкновенные результаты.
Изображения, создаваемые посредством выполнения фуд-стилистических работ нельзя назвать просто «натюрмортами». В них могут сочетаться красота, креативность, тонкость построения идей, комбинирование деталей, простота, легкость и т.д. Их широко используют:
в рекламной индустрии (листовки, буклеты, наружные баннеры, прочее);
при создании имиджевой продукции (меню ресторана, фирменных каталогов, пакетов с соответствующим дизайном и т.д.);
при изготовлении деловой и иной полиграфии (издании литературы кулинарной направленности);
а также, в других случаях, когда необходимо использовать оригинальные графические изображения еды.
Главная направленность фудстилистики заключается в наиболее яркой, выразительной визуализации объекта или композиции, выделяя (нередко создавая искусственно) и демонстрируя определенные качества продуктов питания.
Новый взгляд на реальность
Условно, фудстилистику можно разделить на два основных вида:
фотографии реальных блюд, способные разжечь аппетит, вызвать желание заказать/приобрести продукт, съесть его;
креативные снимки, изображающие различные композиции из продуктов питания и иных, несъедобных, объектов. Они представляют собой скорее эстетическое творчество, применяемое в рекламе и дизайне некулинарных брендов, так как позиционируют еду не как предмет удовлетворения аппетита, а, напротив, в качестве средства реализации необычных идей, художественной игры.
В первом случае ключевая задача фуд-стилистов и фуд-фотографов состоит в том, чтобы передать, а, чаще, и приукрасить вкусовые качества пищи. Цель их деятельности – заинтересовать, вызвать немедленное желание съесть изображенное блюдо, но, перед этим, восхититься его красотой. Выполненные снимки должны соблазнять любого смотрящего на них, вне зависимости от ограничений (диет), средств и прочих условий, пробуждая неудержимое желание приобрести (или приготовить) продукт и попробовать его. Целевая аудитория должна искренне верить в великолепный вкус продукта на фотоснимке. Достижение этого является показателем эффективности работ.
Для специалистов, создающих креативную фудстилистику, сложно обозначить какие-либо четкие задачи. Здесь более важна оригинальность идей и их соответствие установленным критериям, способствующим достижению конечной цели: появлению желаемых эмоций, ассоциаций, побуждению к совершению каких-либо действий и т.д.
Мастерство и иллюзия
На практике, фуд-стилистика – больше дизайнерский процесс, нежели кулинарный. Здесь руководит именно фотограф (художник), но не повар.
Для того чтоб увидеть и точно выразить привлекательность продукта питания и придать ему необходимую форму и цвет, фуд-стилисты прибегают к разнообразным средствам и ухищрениями, позволяющим создавать неотразимый образ золотистой корочки на жареной курице или доказывать, что суп из пакетика не хуже домашнего ни по навару, ни по количеству разнообразных ингредиентов.
К сожалению, не каждый продукт, даже если он вкусный, выглядит привлекательно. Поэтому фуд-стилисты обращаются к таким приемам, как:
недоваренные продукты;
подкрашивание в более насыщение цвета;
добавление искусственных компонентов;
создание полностью искусственных (бутафорских) композиций.
Нередко, меняют цвет блюд с помощью осветительных приборов или применяют несъедобные материалы, такие, как поролон, силикон, пластик, бумага и т.д. Это делается, прежде всего, из экономии времени и средств на обработку фотоснимков в графических редакторах, так как гораздо выгодней и удобнее сразу хорошо снять объект, нежели выполнять последующую корректировку изображения. Целесообразнее потратить больше времени, сил и средств на работу в студии с привлечением профессиональной аппаратуры, чем заниматься последующей прорисовкой деталей, настройкой цвета. Для настоящего художника предпочтительна работа именно с реальными объектами, а не с графикой.
Кроме того, натуральные продукты чаще сложны в работе. Они склонны к быстрой смене состояний. Горячие блюда в течение нескольких минут остывают, холодные (мороженое, шербет) – начинают таять; аппетитный глянцевый блеск пропадает, продукты подсыхают, меняют цвет, теряют сок (например, это актуально в отношении свежих фруктов и овощей). Поэтому, зачастую, зритель восхищается полностью рукотворной, искусственной композицией, созданной людьми, далекими от поварского искусства.
Тем не менее, результатом выполненных работ могут быть весьма оригинальные фотоснимки, привлекающие внимание и «громко» демонстрирующие такие качества пищи как великолепный вкус, свежесть, температура (горячее «с дымком» или холодное блюдо), испускаемый с паром аромат и т.д.
Фуд-стилистика в очередной раз доказывает: даже если всё гениальное уже придумано, то остается еще масса простого, что может быть замечено, преобразовано и продемонстрировано, обретая новую форму и суть. Фуд-стилист и фуд-фотограф не обязаны являться кулинарами, им достаточно лишь быть художниками, предоставляющими зрителю пищу для глаз или почву для игры воображения.