Опыт последних лет свидетельствует, что на современном рынке России и зарубежных стран, по существу, идет конкурентная борьба не между компаниями, а между торговыми марками за место в сознании и восприятии покупателей. Известность марки, ее действенность, эффективность в рекламно-маркетинговой борьбе становятся необходимым условием успешности, устойчивого положения организации, представляя собой главный фактор конкурентоспособности. Без наличия узнаваемой торговой марки товар является «безликим», имеет сложности в идентификации потребителем, поэтому разработка соответствующей визуальной (и/или иной) атрибутики становится базовым этапом выпуска новой продукции на рынок.
Определение торговой марки
Понятие торговая марка представляет собой буквальный перевод английского термина «Trademark», и понимается, как обозначение, любой символ (изобразительный, словесный, комбинированный или иной), используемый производителем, либо продавцом (юридическим лицом, частным предпринимателем) для индивидуализации своих товаров.
Данный принцип помечать собственную продукцию уникальным знаком пришел в современный цивилизованный мир торговли примерно в XIX веке, и был позаимствован у западных скототорговцев.
В отличие от логотипа и иной брендовой атрибутики, торговая марка - это правовое понятие; сфера ее использования строго регулируется законодательством Российской Федерации. Для России и некоторых государств СНГ единым юридическим термином, используемым в нормативных документах и обозначающим торговую марку, является «товарный знак».
Правообладатель товарного знака (собственной торговой марки) волен использовать его и распоряжаться им по своему усмотрению. Эксплуатация его другими лицами в коммерческий и иных целях, не имеющими соответствующих прав – запрещается. Таким образом, торговая марка, прошедшая процесс регистрации становится полной юридической и интеллектуальной собственностью компании. При этом, количество запатентованных торговых марок, которыми имеет право владеть одна фирма – не ограничено.
Виды торговых марок
Разработка торговой марки может включать создание различных обозначений (знаков). Наиболее распространены следующие виды:
1. Словесные – шрифтовые (буквенные и/или цифровые) композиции, составляющие примерно 80% от общего числа существующих товарных знаков. К ним относятся:
личные имена;
придуманные новообразования (не существующие ранее, искусственно созданные слова);
аббревиатуры от полного названия марки;
числа или цифры;
фразы, небольшие предложения (слоганы);
сочетание буквенных и цифровых знаков и т.д.
2. Изобразительные – индивидуальная иллюстрация, символ – абстрактный или прорисованный графический элемент. Они составляют около 5% от общего числа. Более востребованы в частной профессиональной деятельности.
3. Комбинированные – содержащие имя марки и картинку. Изобразительное и словесное составляющие в данном случае неразделимы. Данную комбинацию в дизайнерской практике, нередко, называют логотипом.
4. Звуковые – мелодия, рингтон, прочее.
5. Трехмерные – представляющие собой товар или его оригинальную упаковку.
6. Обонятельные – знаки, в которых подвергается патентованию определенный аромат.
Помимо указанных вариантов, можно встретить торговую марку в виде голограммы с меняющимися, под разным углом, изображениями, а также, товарный знак, предмет патентования которого заключается в уникальном цветовом решении.
Иными словами, продуктом разработки торговой марки может стать любой оригинальный, не имеющий аналогов, символ (или набор элементов), способный быть обозначением товара либо услуги, обеспечивая их правильную идентификацию, узнаваемость в понимании потребителя.
Этапы разработки
Процесс разработки новой торговой марки является трудоемким, творческим, имеющим ряд хитростей и нюансов. Он состоит из следующих основных этапов:
Анализ характеристик товара, для которого создается марка. Оценка его отличительных качеств, постановка цели позиционирования на рынке.
Определение ключевых элементов будущего знака, как символа компании, отрасти, конкретной продукции.
Непосредственная разработка торговой марки – названия, дизайна (если выбран словесный, изобразительный или комбинированный вид) и т.д.
Выбор двух-трех вариантов из предложенных эскизов (или иных продуктов разработки) для их проверки посредством создания фокус-групп.
Юридическая проверка знаков (обозначений), выбранных в результате деятельности фокус-групп по фонду зарегистрированных на территории РФ товарных знаков, а также проведение поиска в базе данных Роспатента. Проверка осуществляется согласно выбранным критериям. Важно выявить не только аналогичные, но и схожие обозначения.
Сравнение эскизов (выбранных вариантов торговой марки) с информацией, полученной в результате поиска по базам зарегистрированных знаков.
При необходимости, корректировка обозначений, позволяющая избежать сходств с существующими, представленными на рынке, марками.
Утверждение конечного варианта обозначения.
Далее следует непосредственная подача заявления на регистрацию, после чего – процесс патентования и постановка торговой марки на бухучет в качестве собственного нематериального актива компании.
Условия эффективности
Существует множество вариантов и видов торговых марок, создаваемых на основе различных «материалов» - графических, словесных, звуковых и т.д. Но, не смотря на характер обозначения, неизменно актуальными остаются следующие требования:
Торговая марка должна:
быть уникальной;
иметь максимум различий с другими торговыми знаками;
привлекать к себе внимание;
быть информативной;
создавать положительное впечатление;
хорошо запоминаться;
быть лаконичной.
Торговая марка НЕ должна:
вводить в заблуждение;
быть схожей или напоминать конкурирующие торговые знаки.
Дизайн собственной торговой марки должен разрабатываться компанией с учетом специфики товара и особенностей деятельности самой фирмы. Он может использовать некоторые элементы существующего фирменного стиля или быть независимым от корпоративного оформления компании-производителя.