Значение фирменного шрифта в контексте общего образа компании – неоспоримо. Шрифт для организации сравним с индивидуальным подчерком человека.
Важно, чтобы его было легко узнать и сложно спутать – только в этом случае шрифт станет действенным, работающим инструментом корпоративного стиля, направленным на формирование общей уникальности бренда.
В сети Интернет представлено довольно большое количество материалов, описывающих значение фирменного шрифта, как элемента корпоративного стиля на примере различных крупных компаний, осуществляющих активную деятельность на мировом рынке. Среди них:
Сбербанк Российской Федерации - шрифт ITC Benguiat, названный в честь фамилии автора. Пристальное внимание этот пример получил в связи с тем, что до недавнего времени Сбербанк РФ использовал шрифт без соблюдения авторских прав. В определенный период деятельности встала серьезная необходимость в официальной русификации и приобретении лицензий на использование.
Концерн Фольксваген – шрифты VAG Rounded (фирменный шрифт VW) и Futura. Уникальность, и одновременно ошибка, данного случая в том, что концерн, не найдя кириллитического аналога своего фирменного шрифта, начал использовать наиболее похожие русифицированные варианты. Это привело к разрозненности печатных и рекламных материалов – заметки в журналах, билборды, тексты рекламных видеороликов и прочее оформлялось с использованием разных шрифтов, что в масштабах крупного состоятельного концерна вызывает, как минимум, удивление.
Фирма Compaq (один из лидеров компьютерного мира, США) – шрифт Thesis, созданный известным немецким дизайнером, Лукасом де Гротом. Фирма приобрела права на латиницу, далее была создана кириллица и приобретена простая лицензия для выпуска технической документации и ведения издательской деятельности. При этом, технические паспорта оборудования содержали в себе тексты на разных языках: латиница набиралась одним, кириллица - вторым, другие группы языков — третьим и последующими вариантами шрифтов. В рамках одного документа разрозненность оформления текстовых блоков выглядела особенно очевидно, что также нарушало общие критерии корпоративного образа.
Указанные примеры относятся к наиболее очевидным и распространенным ошибкам при использовании шрифта, как элемента фирменного стиля.
Чем масштабнее и солиднее компания, тем более очевидными и грубыми выглядят подобные недочеты.
Чтобы избежать сложностей в дальнейшей деятельности организации (бренда), целесообразно заранее предупредить возможные ситуации:
На начальных этапах становления бренда, как правило, выполняется разработка фирменного стиля. Желательно сразу включить в перечень услуги и создание индивидуального корпоративного шрифта с получением последующих прав на его использование, согласно планируемой деятельности компании.
Если фирма в дальнейшем намерена развиваться, выходить на рынки других стран или занять свою нишу в мировых коммерческих взаимоотношениях, важно предусмотреть возможность «перерисовки» фирменного шрифта для написания текстов на других группах языков.
Необходимо всегда соблюдать единство оформления текста на всех носителях, будь то логотип, рекламные растяжки, корпоративная документация и прочее. С этой целью, в некоторых случаях (если главный шрифт очень оригинальный, непосредственный), разрабатывается дополнительный шрифт. Так один используется для заголовков, логотипа и прочего, а второй, максимально читабельный, для написания блоков основного текста.
Таким образом, когда речь идет о корпоративном стиле или системе идентификации компании, имеется в виду масштабный комплекс понятий, в рамках которого, шрифт, как и фирменные цвета, лого и прочее, является одной из основных составляющих. Чтобы торговая марка, бренд или компания в целом могли свободно развиваться, завоевывая уважение партнеров и лояльность потребителей, необходимо отнестись к разработке и использованию фирменного шрифта со всей серьезностью, ответственностью, так как стиль формируется из отдельных деталей, но складывается в единый «объемный» образ.