Формирование узнаваемости бренда – это основная задача, для решения которой осуществляется разработка фирменного стиля, проводятся рекламные, маркетинговые и другие мероприятия, выполняется продвижение продукта и т.д. Звуковая, визуальная и смысловая узнаваемость бренда является основным показателем силы торговой марки, ее популярности и востребованности среди потребителей.
Понятие и виды узнаваемости бренда
Согласно общему определению, узнаваемость бренда (Brand Recognition) – это степень осведомленности потенциальных потребителей о торговой марке (товарном знаке, продукте или ином объекте продвижения).
Выделяют три основных вида узнаваемости бренда:
узнаваемость торговой марки с подсказкой (Brand Recognition) – характеризуется тем, что потребитель узнает бренд, реагируя на звуковую или визуальную составляющую фирменного образа. Объектом узнаваемости с подсказкой могут быть название (написанное или произносимое), упаковка продукта, логотип, слоган и т.д.;
спонтанная узнаваемость – потребитель озвучивает имя бренда в числе названий других торговых марок в рамках определенной товарной категории. Такой вид узнаваемости свидетельствует о восприятии бренда потребителем, как одного из лидирующих в указанной рыночной нише;
«на вершине сознания» (Top of Mind) – наивысший уровень осведомленности потребителей о бренде. Данный вид узнаваемости имеет место, когда указанный бренд вспоминается потребителю первым при упоминании товарной категории. Высокий показатель (от 50% и выше) по данному виду узнаваемости говорит о неоспоримом лидерстве торговой марки в своей товарной категории. Наивысшая осведомленность потребителей многократно увеличивает вероятность совершения покупки.
Осуществляя продвижение бренда, необходимо регулярно отслеживать динамику узнаваемости. Это позволит своевременно корректировать маркетинговые мероприятия, выбирать наиболее эффективные инструменты, прогнозировать сроки достижения цели.
Мониторинг узнаваемости торговой марки
Узнаваемость бренда измеряется в процентах и означает долю аудитории, (из числа потенциальных и/или активных потребителей), которая знакома с товарами, услугами или иными продуктами компании, и способна идентифицировать бренд в рамках определенной товарной категории, с учетом вида осведомленности.
Измерение осуществляется методом количественного исследования, проводимого на целевом рынке. Процент узнаваемости – это отношение количества осведомленных потребителей к общему числу опрошенных человек. Мониторинг узнаваемости может проводиться как в рамках всего целевого рынка, так и его отдельного сегмента.
Значение узнаваемости бренда
Узнаваемость считается одним из важнейших показателей популярности бренда. Она во многом определяет объем продаж на разных стадиях жизненного цикла торговой марки и нередко является главной целью маркетинговых коммуникаций на начальном этапе продвижения продукта.
Узнаваемость бренда в кругу потенциальных и активных покупателей важна для долгосрочного роста продаж, сохранения конкурентоспособности продукта, оценки лояльности аудитории и прочего.
При этом, отмечаются различия коэффициента зависимости уровня узнаваемости бренда и объема продаж его продукции для разных товарных категорий и сегментов потребителей в пределах одной рыночной ниши. Важно учесть все особенности, чтобы получить максимально объективный результат исследования.
Немаловажный аспект – как повысить узнаваемость бренда? В этих целях айдентика бренда предусматривает ряд мероприятий, ориентированных на продвижения визуальной, акустической и смысловой составляющей образа продукта.